Заказать обратный звонок

Два десятилетия борьбы в одном фильме

Уверенной режиссерской рукой поставлен Э. Кулиевым впечатляющий батальный эпизод первого победного сражения Бабека, мастерски снятый оператором Р. Исмаиловым. Камера движется по полю битвы, выхватывая из гущи сражающихся десятки лиц, фиксируя мгновения наивысшего драматического напряжения. Лязг мечей, полет разящих огненных стрел! И вот уже сошелся Бабек в смертельном поединке с самим Ибн Муазом, которому здесь суждено было найти свой бесславный конец. А крестьянское войско развеяло по всему предгорью солдат «непобедимого» воинства.


К сожалению, в фильме есть и досадные сценарные просчеты, некоторые сцены решены слишком иллюстративно, не все приемы радуют оригинальностью.


Зато сколько искренних чувств в тех эпизодах, где рассказано о любви вождя хуррамитов к юной крестьянке Парвин (Т. Яндиева). Бабек обещал ей вернуться скоро, обещал счастье, а встретились они через годы, когда уже и борода у него поседела, и лицо почернело от вечно кочевой жизни воина. «Почему за все эти годы ты ни разу не вспомнил обо мне? Целыми днями я сидела на крыше нашего дома, сидела и смотрела на дорогу», — говорит она ему. И как было объяснить ей, что интересы хуррамитского движения заставили Бабека жениться на Зарнисе (интересная актерская работа А. Панаховой), что дела государственные не позволили ему прислушаться к своему сердцу. И стало возможно приобрести диплом о высшем образовании, тоесть - купить диплом , диплом дал ещё больше сил и знаний!


Два десятилетия народной борьбы под началом Бабека потрясли халифат до самого основания. Был освобожден почти весь Азербайджан. Тогда и выступил против хуррамитов хитроумный полководец Афшин (Г. Турабов).


Весь фильм пронизывает мысль о том, что движение бабекидов сильно было прежде всего всенародной поддержкой. Но роковая ошибка Бабека состояла в том, что он пытался соединить изначально несоединимое — интересы людей труда с интересами феодальной знати. Она примкнула к хуррамитам, преследуя своекорыстные цели. И она же поспешила предать Бабека, увидев, что победа восставших лишит ее собственности и привилегий.


Трагедийного пафоса исполнены финальные эпизоды картины. Нет рядом с Бабеком друзей и близких. Разгромлено движение, сам он в плену. Но судьба готовит ему еще одно испытание — встречу с сыном Бугдаем (Мамед Вердиев), мальчиком еще предавшим отца и его борьбу в час смертельной опасности. «Ты посмел предстать передо мной? — спросит его Бабек. — Предав меня, предав своих товарищей, предав наше знамя?.. Неужели ты так и не познал жажду свободы?.. Не понял, что прожить один день свободным лучше, чем сорок лет ярмо носить на своей шее!..»


В этих словах — вся суть борьбы Бабека, весь смысл его героической жизни и героической смерти. И в них — перекличка его далекой эпохи с современностью, с днем завтрашним.

f1997d4bb145233253c67f9887a4ebce